Совсем скоро наша страна будет отмечать очередную годовщину Победы в Великой Отечественной войне. По традиции в преддверии этой даты вспоминают участников боевых действий, их подвиги. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию историю, о которой вы возможно не слышали. И этот рассказ будет не о воинах, а о простой русской женщине, которая тоже совершила подвиг – не в сражении, а в тылу. Это наша односельчанка – Нетесова Улита Ивановна. Подтолкнуть к исследованию этой истории помогло письмо, оно датировано 1961 годом. Вот его содержание:
ОТЗЫВ
Кононко Григория Никоновича о гражданке Нетесовой Улите Ивановне из с. Усть-Муравлянка Репьевского района Воронежской области.
Я, Кононко Г. Н. в период Великой Отечественной войны более недели проживал в селе Усть-Муравлянка и вместе с двумя батальонными (окруженцами) готовился перейти линию фронта. Несколько дней я жил и работал в сапожной мастерской П. И. Нетесова (дяди Панька).
Однажды в конце августа 1942 года, на улице села среди эвакуированного из-за Дона населения меня остановил мадьярский капитан (возможно местный комендант). Направив на меня автомат, он крикнул: «Юда, партизан!». Я ответил, что русский, но он прицелился. Тогда У.И. Нетесова бросилась на колени между мной и мадьярским офицером и начала кричать, что «он наш, наш, пан-он наш!», то есть что я являюсь местным своим человеком. Офицер сделал шаг назад, зло глядел на меня и поглядывал на стоящую на коленях женщину, вокруг были люди. Подбежавший переводчик, который видел меня у Нетесовых, о чем-то говорил мадьяру, и тот, сделав еще шаг назад (нас разделяло шагов пять), опустил автомат и ушел.
После этого гр-ка Нетесова разрыдалась и с укоризной спросила. Почему я не показал справку, которую показывал старосте, чтобы он разрешил переночевать. В моей справке было написано «Короча», что означало направить в лагерь смертников в Короче, и я после Нового Оскола и Репьевки никому их оккупантов эту справку не показывал.
После случая на улице Усть-Муравлянки я с упомянутыми мной двумя товарищами перешли на окраину села в сторону Репьевки и находились среди эвакуированных от которых хорошо узнали дорогу к Дону, и через два дня мы ушли и спустя 6 суток –перешли линию фронта и вышли к своим.
Так благодаря смелому поступку У. И. Нетесовой была спасена моя жизнь и возможно жизнь других моих товарищей.
В Усть- Муравлянке мне тогда говорили, что выручившая меня женщина- сестра Панька (Павла Ивановича), что она воспитала приемного сына, который погиб на фронте и что возможно, поэтому она решила броситься на колени в такой опасный момент.
Что именно побудило У. И. Нетесову решиться на такой шаг, я не знаю. Мне лишь известно, что она поступила так, как поступали настоящие советские женщины, и я это подтверждаю.
Сейчас я работаю зав. отделом в Киевском государственном историческом музее, член КПСС.
Подпись 12.05.1961 г.
Подпись т. Кононко Григория Никоновича
Заверяю
Председатель местного комитета
Киевского исторического музея
Печать Подпись ( Т. Каллаш)